Poison Ivy (ognevka) wrote,
Poison Ivy
ognevka

Путевые заметки. Куба. Сьенфуэгос

Утро 28 декабря отчетливо запахло приключениями. По плану мы переезжали в Сьенфуэгос - в город, куда планировали съездить еще в прошлую поездку, но застряли в Тринидаде - очень уж нам тут в прошлый раз понравилось, - а вопрос добиралова мы заранее не проработали.

На Кубе развита междугородняя автобусная сеть (в 2014, к которому я постоянно апеллирую с надеждой, что вы потерпите, мы ездили автобусами по маршруту Гавана - Сантьяго-де-Куба - Ольгин - Гвардалавака - Ольгин - Тринидад - Гавана, правда, между Ольгином и Гвардалавакой на такси ехали). Крупных перевозчиков два: первый - Viazul, которым в основном ездят туристы, так как для многих местных он дорогой; у них довольно комфортные автобусы (не забудьте взять пуховики и теплую обувь - в автобусах АДОВО холодно) и расписание, похожее на реальность. Название второго перевозчика я не помню: в интернетах пишут, что он называется Astro, но в моей памяти это слово никак не отзывается. Они подешевле, и автобусы там более убогие и без туалетов внутри, и с расписанием тоже не очень. Раньше там и цены были в неконвертируемых местных песо, но с тех пор Куба изменилась, и местные деньги все реже используются. Впрочем, с этого года обещают отменить внезапно куки и оставить песо кубано. Ну посмотрим.

Ну так вот - в ноябре 2014 года мы спокойно приходили на автовокзал, покупали билет на ближайший автобус и ехали куда нам надо было. Но в этот раз нас предупредили, что сезон рождественский, и фиг с два вы найдете билеты. Но надежда на Viazul все еще жила в наших сердцах, и поэтому, когда касовладелица попыталась нам впарить своего этого дружественного таксиста по цене сильно выше 100 баксов за 80 км (ок, 80 км туда и обратно, если он на обратном пути никого не подберет), мы психанули и решили попытаться счастья на автовокзале.

Касовладелица не очень растерялась, и быстренько предложила, чтобы таксист докинул нас до автостанции. Баксов так за 20, чо теряться-то. Идти было меньше километра, но по жаре, и вдобавок тащить чемоданы по восхитительному тринидадскому булыжнику, поэтому мы поторговались, скинули цену до 15 и уже почти было сели в такси... но тут что-то пошло не так. Я даже не знаю, что, потому что мы что-то пытались казать по-английски, таксист ответил по-испански, замахал руками, сел за руль и умчался вдаль. "Ну и хуй с вами со всеми", - хором сказали мы, и так потащили свои чемоданы по булыжнику (через ручьи мыльной воды, в обход собачьих каках, с громким грохотом).

Но до вокзала мы не дошли. В одном месте улица была перекрыта, и, пока мы протискивались с чемоданами по обходному дощатому настилу, к нам подкатил местный, улыбнулся белозубо (на фоне смуглой кожи эффект, конечно, улетный), и спросил что-то типа "куда едем, бро?". Ну и предложил нам два места в машине за 30 куков. Только, говорит, подождать надо.

Ну, пока мы ждали машину, нас еще пару раз пытались стырить, и один раз это почти удалось некой ушлой дамочке, которая прикинулась тем таксистом, которого мы ждем. Правда, тут подбежал наш разводящий, а дамочка поспешно ретировалась. А за нами приехал миленький ретрокар шевроле, мы сели вдвоем на передний диван (ну знаете эти старые американские тачки - у них спереди не два отдельных сидения, а диванчик), и поехали.

Вот мы едем по цветной тринидадской улочке, смотрим на ее через лобовое стекло, а на нас в свою очередь смотрит миньон - не дает забыть, что мы в двадцать первом веке, а не где-то в 50-х годах двадцатого.

Заехали за парой итальянцев и словенкой (отличная вместимость у багажника ретрокара - все чемоданы поместились!), ну и поехали в Сьенфуэгос. Я, конечно, посмеялась национальному составу: раньше я работала в словенской компании, ездила в Словению и возила в российские командировки словенцев, а теперь у меня все то же самое с итальянцами. И вот как раз с представителями этих двух стран мы и чешем на древнем шевике по кубинским горам и долам.

Яндекс говорит, что расстояние между Тринидадом и Сьенфуэгосом составляет примерно 80 км, и езды там час пятнадцать, но во втором пункте он ошибается. Я хз, как так получилось, - дорога была пустая, и асфальт нормальный, но ехали мы реально часа два (из них, правда, с полчаса искали нашу касу - коллективо всех развезло по домам).

В Сьенфуэгосе есть старый центр, все с той же колониальной архитектурой, правда, мостовые поновее и говна на них поменьше, чем в Тринидаде, - и миленький променад вдоль моря с гостиницами и касами явно уже новой постройки. И мы выбрали жилье на променаде. От моря нас отделяла дорога - звучит страшно, но с кубинской плотностью движения довольно тихо по итогу, - и "отбойник". Не пляж, в общем.

Вот так выглядела веранда, на которой мы сразу же решили пить свою вечернюю куба либре:

Как и во многих касах, довольно много общественного пространства. Холлы, коридоры. Столовая была во внутреннем дворике, а еще можно было посидеть на диванчиках:

или в плетеных креслах
или на стульях))))

Зачем сидеть? Ну, разговаривать. Кубинцы вообще тусуются и разговаривают. А потом, конечно, танцуют.

А кровать была вот такая:

Единственная на нашем пути кровать с балдахином. Сразу кагбе намекает на особенности климата.

Штош; мы приехали, бросили вещи и пошли искать пляж. С непонятной, на самом деле, целью: купаться мы собирались не очень. И правильно, что не собирались: когда мы, наконец, дошли до конца променада, там оказался причал для яхт, рядом с которым купались местные ребятишки. Никогда не купайтесь рядом с яхтами, друзья мои: в большинстве стран все говнище сливается прямо в воду, и его концентрация куда выше, чем то, что могут насрать рыбы и отдыхающие на берегу.

Было очень заметно, что вот эта часть города - курорт. Постоянно ездили велорикши и предлагали свои услуги, прогуливались туристы в широкополых шляпах. А вот тени не было совсем - жалкие кучки пальм росли совсем не там, где ходили люди.

Прямо возле нашего дома к нам подошел мужик в форме, напоминающей не то военного, не то швейцара. И деловым тоном на неплохом английском предложил нам такси коллективо до нужного нам города. И мы сразу сговорились, что завтра утром за нами заедет такси и отвезет нас в Гавану по 20 куков с носа (мы сильно удивились - разница в 100 км, а по деньгам - всего в 5 куков с человека). Мужик раз десять повторил "сейчас ничего платить не нужно!", записал наш адрес в свой блокнотик (без телефона, конечно, - зачем кубинцам телефон, они во дворе спросят нужного Хорхе), а нам даже выдал квитанцию системы "бумажка с надписью даты, времени и стоимости услуг". Сервис!

Хотя мы и зашли по пути в супермаркет (больше похожий на супермаркет, чем печальные дефицитные магазины Тринидада) и купили попить, на обратном пути от пляжа к дому меня таки хватил небольшой тепловой удар, и мне пришлось чуток отлежаться на касе. Потом мы ступили (очень сильно!), отказались от обеда, который предложили хозяева, и решили пообедать в центре. Вообще на касах зачастую готовят за дополнительную плату, и иногда готовят потрясающе. И на этой касе стоило пообедать или поужинать - завтрак на следующий день у них был очень вкусным! Но мы решили, что хотим посмотреть местный собор и пообедать в каком-нибудь миленьком ресторанчике.

По пути в центр мы завернули в крошечный магазинчик за мороженым. Раньше на Кубе мороженое было в основном местное, и оно было очень вкусным! Но, к сожалению, за прошедшие 5 лет глобализация сильно продвинулась, и действительно вкусные местные продукты заменились на нечто цветное и химозное. Так что с мороженым там теперь не очень - на себе проверили.

Центр Сьенфуэгоса небольшой и не слишком увлекательный. Прошли по переходной туристической улочке, полной сувениров и зазывал. Один из зазывал соблазнил нас зайти в ресторанчик на втором этаже, обещал золотые горы и марлина. Марлин - он же рыба-парусник - это такое чудо кулинарное, которое мы попробовали на Кубе в прошлый приезд и полюбили всем сердцем. Забегая вперед, скажу, что в новогоднюю поездку мы так его и не нашли (мечты, мечты...)
Из ресторанчика открывался вот такой вид на ту самую пешеходную улицу, и можно было бы выпить по коктейлю, но мы разозлились на очередное кубинское вранье, поэтому вышли из ресторана, обшипели зазывалу и пошли гулять дальше:

На центральной площади города (она же сквер парк Хосе Марти) - пафосные здания, зелень и некоторое количество отдыхающих людей. А вот с ресторанами, в отличие от центральных площадей европейских городов, не очень - только пара наливашек.

На флагах надпись "26 июля" - это день начала Кубинской революции. 26 июля 1953 года Фидель с соратниками начали штурм казарм Монкада в Сантьяго-де-Куба. Штурм закончился провалом, но революционеров было уже не остановить.

Парк - действительно парк. Хосе Марти - это кубинская легенда, поэт, основоположник кубинского модернизма, лидер революционного движения. Нет, не того, где Фидель с братом, Че и Камило Сьенфуэгос (город назван не в его честь, а в честь его более раннего однофамильца). Из девятнадцатого века, освобождение Кубы от Испании. Фидель запретил называть что-либо своим именем, поэтому когда кубинцы хотят увековечить в очередной раз какую-нибудь революционную легенду - они увековечивают Хосе Марти.

Вот это вообще знаковая фотка. Классическая кубинская архитектура, ЗИЛ и комитет по защите революции. О комитетах хорошо написано здесь: https://sg-karamurza.livejournal.com/122301.html

Нагулявшись, мы спросили кого-то из местных, где бы нам поесть повкуснее. И нам посоветовали ресторанчик у самой воды, в пиратском стиле. Звучит нормально?
Выглядит так себе. Во-первых, от воды конкретно так пахло тухляком. Во-вторых, сделанный из говна и веток пиратский дизайн - не то, что способствует хорошему пищеварению. Но мы с самого Тринидада не ели, так что остались на ужин.

Нечто рыбное. Слева - тарелка жареных бананов на гарнир, в кадр не вошла.

После ужина мы ощутили, что устали довольно сильно, и отправились на касу пить кубу либре и смотреть закат.

День заканчивался пасторально: закат был прекрасен, коктейль тоже неплох. Все еще страдая от джетлага, мы легли спать пораньше... и оказались в аду.

Во-первых, по соседству открылось несколько дискотек. Клубешники на Кубе открываются поздно и орут громко.
Во-вторых, где-то в районе гостиной собралось все большое семейство хозяев касы. С толпой мелких детей.
И все это вместе орало до трех часов ночи. Мы лежали, глядя в потолок, и вспоминали "Сайлент Хилл", в котором после заката тишина и уныние превращаются в ААААА ТЫЩТЫЩТЫЩ МЫ ВСЕ УМРЕМ. В общем, хорошо, что мы остановились в Сьенфуэгосе всего на одну ночь.
Tags: Лытдыбр, Путевые заметки

• (no subject)

Я искренне думала, что День святого Валентина - либо про эфемерную консьюмерную романтику в виде сердечек, шариков, шоколада и духов, либо вообще не…

• Тем временем у меня закончился первый загранпаспорт

В пресловутых школьных анкетках - ну помните, тетрадки, где нужно было отвечать на вопросы "Как тебя зовут?", "Твоя любимая группа" и "Как зовут твое…

• (no subject)

Приходишь в дружественный паб, куда ты заходишь от силы пару раз в месяц. Заходишь туда одетая по последней моде: натянув одноразовую маску до самых…